Первая междисциплинарная родоведческая конференция

Генеалогическая наука, как возросшая на европейской почве, занята исследованием взаимоотношений членов одного рода, людей общего происхождения и потому связанных узами кровного родства. Родоведение, как историко-философская дисциплина, исследует род во всё его многообразии, как явление не столько биологическое, сколько социальное, как феномен культуры, фактор общественного, экономического но и политического развития страны на протяжении тысячелетней её истории. В дореволюционной России каждый дворянин знал свою родословную. Библиотеки и архивы дворянских усадеб, портреты предков и родовые реликвии хранили в себе память о прошлом. Для русского человека понятие рода как единого, органического целого, было близко и понятно: общинно-родовой уклад крестьянской жизни нёс отголоски дохристианского, языческого культа предков-хранителей дома и заступников-покровителей живущих; русское священство гордилось поколениями предшественников, верой и словом служивших своему Отечеству; именитое купечество выводило свои вековые традиции из преданий о хождения за моря и горы; казаки вели отсчёт казацкой чести, передающейся из поколения в поколение… С началом бльшевсистской оккупации проблема сохранения родовой памяти из технической превратилась в политическую: уничтожались семейные архивы, горели библиотеки, сама история России оказалась под замком. Запрету подверглись классы и сословия, было уничтожено дворянство, унижена церковь, расстроен и в корне изменён уклад крестьянского быта. Калёным железом выжигалась память о предшествующих поколениях, традициях, всё составлявшее основу родового сознания, подвергалось запрету и гонению. Большевизм взял курс на создание “нового человека” — без связи с прошлым, с единственной надеждой на светлое будущее, без “точек опоры в истории”, по определению Павла Флоренского. “…Мне хотелось бы быть в состоянии точно определить себе, что именно делал я и где именно находился я в каждый из исторических моментов нашей родины и всего мира – я, конечно, в лице своих предков» писал он, и добавлял: “Я копаюсь, копаюсь, можно сказать, в вещах, которые никогда не будут достоянием печати и самое большее будут сообщены друзьям. Копаюсь в роде своем. Собираю имена предков, устанавливаю соотношение ветвей рода, с любовью вглядываюсь в то немногое, что можно узнать о каждом имени в отдельности”. Продвигаясь по пути генеалогических изысканий, Флоренский последовательно выдвигает на первый план понятие «род» как «основную историческую категорию» — целостный, динамичный общественный элемент, суть которого не сводится к истории отдельных семей и ветвей, но заключает в себе полноту Откровения о судьбах человечества: «Род – целое, а не сумма последовательных поколений». Структура рода представляется ему «сложной мозаикой», композиционно усложняющейся с каждым новым поколением: “У каждого рода есть свои привычки, свои традиции, свои нравственные особенности, свои вкусы, своя нить культуры, связи с историей…». «Властными и бессознательно воспринимаемыми штрихами» определяют душу каждого члена рода и своеобразно проявляются в каждом поколении характерные родовые черты, утверждает Флоренский, заключая: “Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и Родины и народа”. Основная задача конференции — определение родоведения как историко-философской дисциплины, занимающейся исследованием родственных взаимосвязей людей, но и уделяющей особое внимание изучению и анализу “строения и формы” исторического рода, посредством нахождения его “закона роста”, “критических точек, соотношения отдельных ветвей и их частных задач”.

Основные тематические направления конференции

  • Возрождение рода как необходимое условие возрождения социального русского национального самосознания
  • Проблематика воспитания “родового сознания” в подрастающем поколении
  • Образовательные проекты и инициативы, направленных на разъяснение и популяризацию наследия родов русского дворянства и купечества, священства и крестьянства
  • Специфика родоведческой историко-архивной работы
  • Родоведение и генеалогия как вспомогательные дисцилины
  • Взаимодействие с партнёрами в России и за рубежом в создании родовых и семейных союзов
  • Формы и методы поддержания индивидуальной творческой активности, направленной на работу на только “свою, поставленную себе, а свою – как члена рода, как органа высшего целого” (Флоренский)

Тематика заявок на участие в конференции не ограничивается перечисленными проблемами. В окончательную программу конференции будут также включены оригинальные работы, соответствующие основной теме конференции, но расширяющие круг обозначенных проблем.

 


Место и дата проведения конференции будут объявлены дополнительно