В системе «идеального мира» русской дворянской усадьбы, созидаемом владельцами, семейный и родственный некрополь занимал очень важное и значимое место. Золотой век русской дворянской усадьбы продлился ровно сто лет от «Указа о Вольности дворянства» Императора Петра Фёдоровича в 1762 году и до Великой реформы Императора Александра Николаевича в середине XIX века. Семейные храмы в усадьбах стали местом крещения младенцев дворянских семей, местом венчания молодых супругов и местом прощания по христианскому чину с усопшими. Таким образом, храм и некрополь внутри него и вокруг него становились своеобразным духовным и мемориальным центром усадьбы.
Сохранявшиеся к началу XX века некрополи стали предметом серьёзного изучения и памятником этому стали многотомные «Некрополи» под редакцией Великого князя Николая Михайловича. Но к исходу 1920-х годов некрополи в России как в городах, так и в бывших усадьбах, пали жертвами разграбления и уничтожения. Это стало продолжением гибели целой цивилизации, которой являлась культура русского дворянства. Но наряду с архивными документами именно «Некрополи» стали ценнейшими источниками информации по истории русского России.
Занимаясь изучением русской усадебной культуры, сотрудники музеев ежедневно сталкиваются с необходимостью обращаться как к изданным «Некрополям», так и к сохранившимся памятникам дворянских некрополей.
Результатом наших исследований являются ценные наблюдения, которые возможно сделать только при сопоставлении печатных источников с натурными наблюдениями. Наше сообщение посвящено исследованию и систематизации полученных данных по захоронениям семейств Васильчиковых в их подмосковной Лопасне — Зачатьевском. Хронология сюжетов охватывает период в середины XVII века до начала 1910-х годов
Alexandre Savinoff