Картины по русской истории. Д.Н. Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании
Одна из главных характеристик большинства монархических государств — деление общества на сословия. В прошлом сословия в основном представляли институционализированную форму разделения труда, но со временем, большинство из них потеряло реальную функцию. Исключением из этого является дворянство, которое как и в республиках, так и в монархиях потеряло большинство своих привилегий, но до сих пор представляет из себя отдельную социокультурную группу, объединенную совместным каноном ценностей и нравов и до сих пор чувствующую ответственность, положенную на нее в древние времена.
Принадлежность к дворянству — выражение особенного социального положения отдельного лица, которое было заслуженно им либо его предками благородными и мужественными поступками и верной службой отечеству. Строго говоря, потомственное дворянство является наградой только для непосредственного получателя — для тех, кто его уже не выслужил, а получил по праву рождения, оно является напоминанием о поступках предка, обязывающим повторять и множить их. Т.е. дворянство — не только последствие, но и причина особенной верности народу и Государю и благородных, общественно полезных поступков, не только награда за но и источник благородных заслуг.
Звание дворянина и титулы не идентичны с характером аристократа. Аристократия — нерегулируемая законом прослойка общества, которая выражается благородными ценностями и заслугами, особенно обоснованными семейными традициями. Аристократы существуют и в обществах без дворянства — “Бостонские брахманы” Новой Англии не менее благородны чем венецианские патриции, немецкие юнкера и российские дворяне. По-гречески, понятие ἀριστοκρατία означает “власть лучших”, описывая одновременно и форму правления, в которой власть держат те, кто особенно способен на это.
Чарльз Фрэнсис Адамс третий — праправнук второго президента США, «Бостонский брахман» и не дворянин, но настоящий американский аристократ
Сегодня, это понятие обычно упрощается как “власть немногих семей”, и естественно, в этом есть определённая правда. Но наследственная передача ответственности не является чем-то злым, а наоборот совершенно естественным и благим феноменом. Ведь кто совершил что-то великое, стал благородной и важной личностью, вероятно передаст качества и знания, которые помогли ему достичь своё место, детям. Со временем, каждый род набирает всё больше мудрости, заслуг и благих качеств. Истинный аристократ — это человек, который понял, что всё, что он когда-либо свершит и чего он достигнет, повлияет на его потомков и будет принадлежать им, т.е. что сам он как личность является только одним звеном из многих, составляющих семейное древо. Одновременно он не выбрасывает наследие предков и не забывает о их жизнях, заслугах, учится из их ошибок и почитает их успехи. Аристократия — форма правления и общества, особенная часть последнего. Аристократизм — способ мышления, принцип жизни.
В отличии от аристократии, дворянство является законным, логическим понятием. Кто является дворянином по заслугам или происхождению, определяется правилами, немного отличающихся в каждом обществе, каждой стране, имеющей или имевшей дворянство. Принадлежность к аристократии как понятие субъективное всегда спорная, так как каждый человек имеет свое мнение о том, кто это заслуживает и какие поступки являются полезными и благородными. Так как в истинном монархическом государстве, аристократия имеет определенные задачи общественного, экономического и политического характера, необходимо узаконение этого понятия. Дворянство — законное выражение аристократии. Идеальная, динамическая государственная система поэтому принимает аристократов в дворянство, заботится о том, чтобы молодые дворяне воспитывались правильно и становились аристократами, но и в крайних случаях, если это необходимо, извергает дворян, которые отказываются или неспособны жить по принципам аристократии, из этого общества.
Так как аристократизм передается благородной кровью и воспитанием по наследству, по крайней мере если родители выполняют свои обязанности, передача и дворянства по рождению является совершенно логическим механизмом. Аристократом может стать каждый, но естественно, это вероятнее, если человек вырастает в аристократической среде. Потомственное дворянство — своеобразная фора, предоставление особенного доверия детям дворян, освобождение их от обязанности самим заслужить дворянство, ради предоставления им возможности уже рано принять на себя ответственность и обязанности благородного сословия.
Дворянство как законное понятие и наследственное, по закону, сословие, имеет определенные, как минимум социальные, привилегии (право на фамилию, титул и герб, доступ к дворянским организациям и мероприятиям), которые в отличии от преимуществ неофициальной аристократии могут быть довольно материальными, официальными, необходим строгий контроль принадлежности к дворянству по факту рождения или брака, т.е. по заслугам других, ибо иначе произойдет недопустимое разбавление, инфляция сословия, которая станет опасностью для аристократии. Не все потомки аристократов являются аристократами (наоборот, у многих совершенно неблагородных людей есть далёкие предки-аристократы), и также не могут быть дворянами все потомки дворян, так как иначе дворянами иначе через определенное количество поколений станут все, естественно не став и аристократами.
Аристократизм всегда динамичен, а дворянство в отношении к нему статично. Закон не может предусматривать все ситуации и случаи, также невозможны отдельные решения для каждой семьи. Дворянство — своеобразная неточная модель, тень аристократии и аристократизма. В течении истории в большинстве западных стран самым простым и эффективным компромиссом стало Lex salica — Салическая правда, возникшая в древнефранкской среде как фактор стабильности в беспределе и хаосе руин Рима. Оно предусматривает передачу статуса, родовой и сословной принадлежности по линии мужской, прямой, законной и биологической, а также от мужа жене.
Это означает, что помимо аноблированных лиц, дворянами и дворянками являются законные (не внебрачные), биологические (не приёмные) сыновья и дочери дворян мужского пола, а также законные жёны дворян мужского пола. В большинстве стран и дворянских обществ, это традиционное право до сих пор действует и не подвергается реформам, так как они бы нарушили исторический баланс. В отдельных странах кодифицированы определенные аномалии — встречается сохранение дворянства дворянками в браке с недворянами, передача дворянства по женской линии в случае вымирания рода по линии мужской, передача дворянства внебрачным но признанным детям. Но нигде не становятся дворянами все потомки дворянина!
Желание недворянина принадлежать к дворянству совершенно легитимно и полезно. Но путь в дворянство должен вести не через попытку радикально изменить дворянское законодательство, не через самовольные присвоения или даже продажи титулов и достоинств, не через фальшивые грамоты и дипломы, а как и в прошлом через труд, мужество, и службу Народу, Отечеству и Государю. Чтобы заслужить дворянство, нужно быть аристократом. Аристократом можно быть как и по факту генеалогической близости к дворянам-аристократам, например рождения от дворянки-аристократки и недворянина без передачи дворянства, так и самостоятельно вырастив в себе аристократический характер. Все эти люди кандидаты в дворяне.
Полноценное возведение в дворянство — акт государственный и сакральный, который производится помазанным Государем или по его приказу. Поэтому, оно невозможно в республиках и монархиях, где правитель лишен своей власти и права даровать дворянство. Радикально меняя законодательство и открываясь для всех, продавая титулы и дворянство, дворянские общества нарушают волю, хоть несуществующего, но Государя, и перестают быть дворянскими и аристократическими, так как они начинают впускать в свои ряды всё больше и больше людей, не имеющих ни малейшего понятия о аристократизме. Неизменяемое право должно остаться основой дворянства и его собраний.
Церемония возведения бельгийского политика Германа ван Ромпёй в потомственное дворянство с личным титулом графа
Главная задача дворянских обществ и ассоциаций, особенно там, где правительство не стоит на стороне дворянства — сохранение и возрождение наследства, достоинства, нравов, традиций, ценностей и стиля жизни дворянства, это и есть составляющие аристократии. Дворянские общества должны быть и оставаться аристократическими. Естественно, из-за отсутствия официальной возможности нобилитации необходимо создание определенных механизмов кооптации недворян-аристократов, предоставления им возможности заслужить дворянство, которое будет им дано, когда появится Государь, способный это сделать. Но необходима и чистка. Правовая принадлежность к дворянству не может быть единственным критерием принятия в общество. Дворяне, которые осквернили свое сословие и своих предков отречением от аристократизма и Отечества, должны быть извергнуть из дворянского общества, даже если никто их не может лишить самого дворянства.
Дворянство — материальное изображение аристократии. Аристократия существует в каждом обществе, дворянство дает ей выражение и помогает выполнять ей ее обязанности, а также защищает ее, давая ей видимую форму. Аристократия может (хотя и не всегда в идеальном виде) существовать без дворянства, но дворянство не может существовать без аристократии. Поэтому, восстановление дворянства не возможно чисто на основе генеалогических и правовых рассуждений, а требует восстановление и процветание аристократии. Если аристократия — душа верхушки народа, то дворянство — тело аристократии, сердце и голова народа в истинно справедливом и благородном государстве.
Артём Назаров, ноябрь 2022
Мнение автора может не совпадать с позицией Ассоциации