Всем, кто после 1990 года занимался рассмотрением документов соискателей членства в дворянских объединениях, приходилось сталкиваться с тем, что «в последнее время ряд потомков дворянских родов по женским линиям в соответствии с ныне действующим законодательством официально изменили свою фамилию на фамилию дворянских предков.
Причем встречаются случаи и употребления сопряженного с принятой таким образом фамилией титула» (из «Инструкции Департамента Герольдии о порядке именования в документах Российского Дворянского Собрания его членов, изменивших фамилию в органах государственной власти» от 08.12.1992 г.). Дворянские объединения, даже пытающиеся следовать традиционному дворянскому законодательству, не могли игнорировать факт ОФИЦИАЛЬНОЙ смены фамилии.
Помимо потомков дворянских родов по женским линиям, сменившим фамилии на дворянские, был ещё любопытный с точки зрения законоприменения и кажущийся менее предосудительным, случай присвоения потомками дворянских родов по мужской линии, т.е., собственно, потомственными дворянами, не принадлежавшего их предкам дворянского предиката «фон» (по-немецки, Adelsprädikat), который Карнович называл «немецко-дворянской частицей» (Карновичъ Е.П. Родовы прозванiя и титулы въ Россiи и слiянiе иноземцевъ съ русскими. – СПб., 1886. –С. 71).
Указанная инструкция 1992 г. предписывала именовать потомков дворянских родов по женским линиям, присвоившим по современным законам дворянские фамилии «по их новым официальным фамилиям, без употребления связанных с этими фамилиями титулов и дворянских предикатов», однако не давала ответ на вопрос, как поступать с дворянами, официально принявшими фамилию, включающую предикат фон, который их предки никогда не имели, но который в официальном («паспортном») написании почти слился с фамилией (условно, и именно в таком написании: Фон-Иоганнсен, Фон-Петерсен, Фон-Исидорсен и т.д.).
Общепринятым мнением, являющимся, скорее заблуждением, считается то обстоятельство, что все дворяне-немцы якобы имеют предикат фон. Однако несмотря на большое число немцев в среде дворянства Российской Империи, далеко не все они имели этот предикат (и в самой Германии даже некоторые роды древнейшего дворянства не имеют этого предиката). При возведении какого-либо рода немецкого происхождения в дворянское достоинство в Российской Империи его представители не получали предиката фон. Например, А.А. Клейнмихель, сын рижского пастора, выслуживший русское потомственное дворянство, был просто дворянином Клейнмихелем, но не фон-Клейнмихелем. Не получали его и русские немцы-дворяне при пожаловании им русского титула. Например, Е.Ф. Канкрин, стал графом Канкриным, а не графом фон-Канкрин (единственное известное мне и довольно забавное исключение: в 1725 г. Е.И. Климентова получила русский титул баронессы фон Климентовой).
Между тем, в иноязычных изданиях чаще всего все русские немцы-дворяне, вне зависимости от происхождения их дворянства, именуются с предикатом фон. Возможно, и сами русские немцы-дворяне за границей «дополняли» свои фамилии этим предикатом. Схожую ситуацию описал Е.П. Карнович: «У насъ существуетъ обычай на визитныхъ карточкахъ, заготовляемыхъ очень часто на французскомъ языкѣ, прибавлять къ русской фамилiи частичку “de”, но собственно такая прибавка не имѣетъ для русскихъ рѣшительно никакого смысла и можетъ имѣть развѣ значенiе заграницей, какъ указанiе на званiе вояжирующей особы» (Карнович… С. 84-85).
Вероятно, случаи самовольного присвоения такого предиката и попытки легитимизации такой узурпации имели место в Российской Империи и до 1917 года, чем было вызвано появление указа Департамента Герольдии правительствующего Сената от 18.01.1910 г., согласно которому «право на его использование получали рода, записанные в матрикулы прибалтийских губерний», т.е. Курляндской, Лифляндской, Эстляндский, а также острова Эзеля (Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи.. –М., 1992. – С. 58). Разумеется, далеко не все русские немцы-дворяне были записаны в эти матрикулы.
С криминальной точки зрения присвоение такого предиката, даже если оно имело целью лишь «удовлетворение малодушного тщеславия», вполне подпадало под действие целого ряда статей Уложения о наказаниях (=уголовный кодекс) Российской Империи (стт. 1412-1418) и влекло наказание, в зависимости от тяжести преступления, от штрафа в 50 рублей до лишения всех прав состояния и отдачи в исправительные арестантские отделения на срок от четырёх до шести лет.
Уловка лиц, удовлетворявших таким способом своё малодушное тщеславие, и ставящая в тупик дворянских официалов, заключалась в том, что даже если бы Инструкции 1992 г. распространялась бы на интересующий нас случай, то потомственный дворянин Фон-Петерсен, официально в своём паспорте по действующему законодательству страны своего проживания изменивший свою фамилию путём прибавления к ней предиката «фон», тогда как предки его до 1917 года именовались просто дворянами Петерсенами (без фон), не мог бы, как того требовала эта Инструкция, именоваться в документах РДС по его новой официальной фамилии, но БЕЗ употребления дворянского предиката, уже являющегося НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью официальной фамилии, хотя, возможно, немного помогло бы требование той же Инструкции обязательного указания в скобках фамилии, которую должен был бы носить этот господин в соответствии с нормами дворянского законодательства (т.е., Фон-Петерсен (Петерсен)?).
Кстати, к такой же уловке прибегают иногда и самые низкопробные самозванцы, которые пользуясь либерализмом нынешнего законодательства, изменяют свои паспортные фамилии, меняя свои собственные на некие «Король Нигделандии», выдавая затем эти вполне официальные фамилии за якобы официальное признание государством их «титулов» и претензий.
—
©Дмитрий Александрович Бойко, Предводитель Запорожского Дворянского Собрания (2016-2019), Запорожье (Украина), 2023