Как известно (и к большому сожалению) значительная часть дворянства Российской Империи не имела гербов – не только официально внесённых в Общий Гербовник (ОГ), но и самобытных.
Обратившись к истории потомственных дворян Федцовых, записанных в 1813–1818 гг. в 6-ю часть Дворянской Родословной книги Рязанской губернии, мы почти ожидаемо НЕ обнаружили их герба. В родословной этого рода, составленной И.Ж. Рындиным, указано, что Федцовы – «древний рязанский дворянский род, родоначальником которого был потомок муромских князей Федец Михайлович Овцын (начало XVI в.)».
Но и потомственные дворяне Овцыных, также как и Федцовы, не утрудили себя составлением и внесением в Общий Гербовник какого-либо своего герба.
Лишь в неофициальном гербовнике А.Т. Князева (автора знаменитой Жалованной грамоты дворянству 1785 года), поднесённом Императрице Екатерине II в декабре того же 1785 года, приводится под № 224/321 герб дворян Овцыных: «Поле голубое, ключъ золотой, мечъ сѣрый съ желтымъ эфесомъ, стрѣла бѣлая, крыло розовое»; изображение в коронованном дворянской короной щите дополнял изображённый геральдически слева щитодержатель – орёл(?) (Гербовникъ Анисима Титовича Князева 1785 года. Издалъ С. Н. Тройницкiй. – СПб., 1912. – С. 110).
Этот герб (или его вариации) хорошо известен – он принадлежал потомству полулегендарного Индриса, прибывшего в 1352 или 1353 году на Русь «из цесарской земли мужа честного рода», – Васильчиковым (дворянам, графам и князьям), Даниловым, Дурново и Толстым (дворянам и графам (двух креаций)), а также двум ветвям последних – Голенищевым-Кутузовым-Толстым и графам Толстым-Милославским. В.К. Лукомский собрал схематическое изображение гербов родов, объединённых общим происхождением от Индриса. Интересно отметить, что Лукомский пропустил при этом герб ещё одних потомков Индриса, а именно Тухачевских: маститый геральдист не мог не знать об этом гербе, но фамилия, которую носил расстрелянный в 1937 году, как враг народа, маршал М.Н. Тухачевский, появиться в изданной спустя 7 лет работе никак не могла (Лукомский В.К. Эмблематический гербовник с рисунками А.А. Толоконникова. – М., 1944. – Л. Х). В качестве иллюстрации приводим герб дворян Толстых (ОГ II-42) работы Серг. Петр. Панасенко 2010 г. ( HYPERLINK «http://goldarms.narod.ru/family1.htm» http://goldarms.narod.ru/family1.htm).
Но дворяне Овцыны не принадлежали к потомству Индриса – подавая 26.03.1686 г. документы для внесения в Бархатную книгу, они возводили свой род к князьям Муромским, вероятным потомкам династии Рюриковичей, но никак не к Индрису ( HYPERLINK «http://rurik.hostenko.com/2020/01/01/ovcyny/?fbclid=IwAR36dbI_KrRb745jLahe_rcTT-O_RvDzSJ6o2PIPYaZrihwkPYDy8smbHAE» http://rurik.hostenko.com/2020/01/01/ovcyny/?fbclid=IwAR36dbI_KrRb745jLahe_rcTT-O_RvDzSJ6o2PIPYaZrihwkPYDy8smbHAE).
А.Т. Князев привёл данные о том, что герб Овцыных был получен им от неуказанной по имени супруги генерал-поручика Иллариона (Лариона) Яковлевича Овцына (*1719).
Почему же генеральша Овцына носила герб, принадлежавший потомкам Индриса?
Самое просто объяснение тому: генеральша Овцына сама принадлежала по рождению к одному из родов, происходивших от Индриса, и в браке сохранила свой родовой герб – возможно и вполне вероятно, за отсутствием герба у мужа. Однако проверить эту версию сразу не удалось. С.Н. Тройницкий, издавший Гербовник Князева (а точнее «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской Империи: частно-снятое с печатей и приведённое в алфавитный порядок», каковое название этот гербовник носил в оригинале) в 1912 году, выяснить девичью фамилию генеральши Овцыной не смог: «Кто была супруга Илларiона Яковлевича неизвѣстно», писал он.
Уже в наше время, О.В. Щербачёв указал нам, что эта проблема была решена, так как была обнаружена метрическая запись о браке Иллариона (Лариона) Овцына: «1752, июля 15 камор гер отрок Ларион Яковлевич Овцын з девицею морского флота капитана Данилы Алексеевича Путилова дочерью ево Татианой Даниловой первых браком» (ф. 19 оп. 111 д. 511. Л. 105 об. Метрическая книга ц. Преобращения Господня Турского погоста на 1752 год) ( HYPERLINK «https://www.geni.com/people/Татьяна-Даниловна-Овцына/6000000017188559122» https://www.geni.com/people/Татьяна-Даниловна-Овцына/6000000017188559122).
Однако разрешение генеалогической загадки не разрешило загадки геральдической: изображение в Гербовнике Князева с каким-либо гербом Путиловых (и ОГ IV-60 и ОГ X-91) никакого сходства не имеет, да и Путиловы к потомству Индриса также не относились.
О.В. Щербачёв предположил, что Татьяна Даниловна Овцына (урождённая Путилова), жена генерала Овцына, прислала А.Т. Князеву не собственный герб, а герб своей дочери, Катерины Ларионовны (Екатерины Илларионовны; *1754 †1832), супруги бригадира Василия Алексеевича Васильчикова (*1754 †1830) и матери Иллариона Васильевича Васильчикова, возведённого в графское, а затем и в княжеское Российской Империи, достоинство (портрет Е.И. Васильчиковой кисти А.Г. Варнека 1813 г.).
Хотя эта версия представляется наиболее вероятной (дворяне Васильчиковы, действительно, носили такой герб («Въ щитѣ, имѣющемъ голубое поле изображены горизонтально золотая сабля и дiоганально серебреная стрѣла продѣтыя остроконечiями крестообразно сквозь кольцо золотаго ключа, и надъ ключемъ съ лѣвой стороны видно серебреное распростертое крыло»), который 22.12.1800 года был внесён в Общий Гербовник (ОГ V-23)), а С.Н. Тройницкий, в предисловии к этому гербовнику, отмечал, что «къ сожалѣнiю, историческое значенiе изображенныхъ въ Князевскомъ Гербовникѣ печатей умаляется тѣмъ, что Князевъ, собирая въ теченiи многихъ лѣтъ оттиски съ печатей, повидимому не всегда отмѣчалъ фамилiю владѣльца печати», указывая лишь, от кого они были получены, «и слѣдствiемъ этого явилось, что иногда гербъ одной фамилiи помѣщенъ какъ гербъ другой фамилiи (Высоцкiе – Яковлевы, Крюковы – Кашинцовы). Въ нѣкоторыхъ случаяхъ не только одинъ и тотъ же гербъ, но и одна и та же печать приписана Князевымъ двумъ разнымъ фамилiямъ (Зворыкины – Розвариновы, Пестель – Экъ)» (Гербовникъ Анисима Титовича Князева… С. VII), нам всё же трудно представить, чтобы А.Т. Князев допустил в своём гербовнике, который он собирался преподнести на Высочайшее рассмотрение, такую грубую ошибку. Отметим и некоторые детали, отличающие два герба: в Гербовнике Князева меч серый с жёлтым эфесом, у Васильчиковых сабля золотая, в гербе князевских Овцыных крыло розовое и расположено оно геральдически справа, у дворян Васильчиковых – серебряное и расположено (как и в гербе Дурново (ОГ II-43) геральдически слева; щитодержатель у Васильчиковых отсутствует.
Поэтому можно предположить и более замысловатое объяснение: в числе потомков Индриса был и род Федцовых – не имеющий никакого отношения к рязанским Федцовым и пресекшийся уже в XVI веке: последний из этих Федцовых, Иван Борисович, печатник (в Англии его называли бы Лордом-хранителем Большой печати) Царя Иоанна Грозного, умер бездетным. А.Б. Лакиер в «Русской геральдике» указывал: «Въ 1353 году выѣхалъ, по показанiю нашихъ родословныхъ, изъ Цесарiи въ Черниговъ мужъ честенъ Индрисъ съ двумя сыновьями и тремя тысячами людей и служителей. Во Святомъ крещенiи онъ нареченъ Леонтьемъ и чрезъ правнуковъ своихъ сталъ родоначальникомъ Васильчиковыхъ, Даниловыхъ, Дурновыхъ, Толстыхъ и Федцовыхъ. Послѣднiе пресѣклись, а гербъ первыхъ состоитъ изъ изображенныхъ въ голубомъ полѣ пересѣкающихся крестообразно золотой сабли и серебряной стрѣлы, которыя продѣты остроконечiями сквозь кольцо золотаго ключа, над ключемъ же съ лѣвой (въ другихъ гербахъ съ правой стороны видно распростертое бѣлое крыло» (Русская геральдика. Сочиненiе Александра Лакiера. – СПб., 1855 – С. 489). Добавим, что орёл, наличествующий в указанном гербе Овцыных в Гербовнике Князева, дополнительно указывал на происхождение рода «из Прусс»: по мнению А.Б. Лакиера, «тотъ же одноглавый орелъ свидѣтельствуетъ о выѣздѣ изъ Пруссiи» некоторых родов, имеющих эту фигуру в своих гербах (Там же. С. 485).
Вероятно, угасшие Федцовы, происходившие от Индриса, могли пользоваться общим с Васильчиковыми, Даниловыми и проч. гербом с ключом и другими атрибутами – сохранение спустя 400 лет как минимум четырьмя родами общего герба может говорить о его давнем происхождении и многолетнем практическом использовании. Впрочем, индрисиды Молчановы (ОГ I-55) и Тухачевские (ОГ VII-10) имели совершенно иные гербы. С другой стороны, дворяне Пещуровы, возводящие свой род лишь к 1681 году, имели герб, практически идентичный с основным гербом потомства Индриса, хотя генеалогически с ним связаны не были (ОГ I-84).
Фамилия и рязанских и индрисовских Федцовых относится к числу патронимических – она произошла от варианта имени Фёдор – Федец: так звались непосредственные родоначальники и первых и вторых. Не могли ли рязанские Федцовы по тождественности фамилий принять герб индрисовских Федцовых (а такие случаи геральдической узурпации, когда один род принимал герб другого рода не на основании родства, а лишь по сходству фамилий, бывали), а Овцыны, уже по общему происхождению с рязанскими Федцовыми, в свою очередь, принять заимствованный последними герб?
Подтверждения этой версии пока нет, так ни до, ни после 1785 года никаких геральдических следов в истории ни рязанские Федцовы, ни Овцыны не оставили.
Отметим в завершении, что на сайте gerbovnik.ru, герб, помещённый в Гербовнике Князева, не только прямо указывается как «Герб Овцыных (самобытный)», но и ошибочно приписывается даже не супруге генерала Овцына, а самому генералу Л.Я. Овцыну ( HYPERLINK «https://gerbovnik.ru/arms/6232.html» https://gerbovnik.ru/arms/6232.html).
Автор выражает глубокую признательность г-ну Олегу Вячеславовичу Щербачёву за ценные дополнения и замечания, сделанные на ранней стадии написании этой заметки.
© Дмитрий Александрович Бойко, Предводитель Запорожского Дворянского Собрания (2016-2019), Запорожье (Украина), 2023